Свиные шкуры в нафталине, похлёбка с зелёной, мёрзлой картошкой и 300 граммов хлеба были в 40-ых годах ежедневным пропитанием 11-летней Томы Матвеевой — ныне 80-летней Тамары Ширко, ни за что репресcированной с её семьёй из деревни Рогозно Брестского района Беларуси в Барнаул.
Слёзы - на книгах
21 июня 41-го, ночью, тройка НКВД ворвалась в дом Матвеевых, чтобы обыскать их: глава семейства — Андрей Константинович был офицером царской армии и после революции состоял в рядах белогвардейцев... Разрушители мирной атмосферы перевернули всю домашнюю утварь, выкинули из мебели книги на пол, и растоптали их. «В это время мой отец, сидя в кресле, плакал, - вспоминает сейчас Тамара Андреевна, - и говорил мне, чтобы я на всю жизнь запомнила это,- потому что всю литературу он планировал передать мне - сделать из меня человека».
Матвеевых посадили на телегу и повезли на станцию Дубица, а дом заколотили. В результате, Томочку и её маму, Анастасию Васильевну, загрузили в вагон-телятник, а Андрея Константиновича заключили в стены местной пограничной заставы — там находились все мужчины, оказавшиеся в таком положении.
А в железнодорожном эшелоне, следовавшем от Дубицы, мучались 56 женщин с детьми. Условия у арестованных были тяжёлыми: голые нары, на которых ночью спали дети - взрослые же в этот час стояли... Один раз в сутки зарешёченный «телятник» открывали, чтобы кинуть людям похлёбку, которую наливали во что попадётся под руку. Из Бреста состав с репрессированными направили в Минск. В 4 часа утра Анастасия Васильевна и Тома услышали крики, доносившиеся с улицы: «Люди, война началась».
Возвращение – на смерть…
Тем временем немцы, перешедшие границу, освободили мужчин, сидевших в стенах заставы, и поэтому Андрей Матвеев вернулся к себе домой, снял узы с дверей и окон. Жизнь стала для него хуже горечи полыни — любимых жены и дочери не было рядом. Близлежащие жители говорили ему: «Уходи отсюда, убьют тебя». На что он отвечал: «Раз семью у меня отняли, пусть и меня не будет».
(По мнению Тамары Ширко, отец у неё был редкостный представитель интеллигенции: знал финский, французский, немецкий, польский языки, играл на многочисленных музыкальных инструментах. И были у него даже пудра и румяна, с помощью которых он подчёркивал черты своего лица... Одним словом, притягивал Андрей Константинович к себе людей неординарностью внутренней и внешней. – Корр.).
В 1942 году главы семейства Матвеевых не стало — его нашли окровавленным у себя дома. По словам дочери, убили папу те, кто выдавал себя за партизан. Было ему тогда 42 года.
«О, Господи, - это дитя…»
Путь Анастасии Васильевны и Томы в Барнаул длился две недели. А ждали их там страшные бараки — всего их было три: для белорусов, литовцев, латышей. Отсеки - без дверей, а кирпичные печи — без дров, угля. Поэтому приходилось репрессированным взрослым посылать своих детей за добычей топливного материала на местную железную дорогу, на которой сторож, заметивший их, не мог предъявить претензии юным. «Совершеннолетних могли под суд за это отдать, а нас - малых, охранник жалел, - вспоминает Тамара Андреевна, - он был добрый и уходил, когда видел нас».
Весной «бараковцы» собирали, идя за работающим трактором, мёрзлый картофель и пекли из него лепёшки. Какими они были вкусными! А «польской» лук и щавель дети рвали на лугах, проезжая через Обь в железнодорожном составе, - притом затаиваясь под скамейками во время контроля проводников. «Я мечтала о том времени, когда наемся хлеба, - говорит моя собеседница, — и думала: наступит ли оно вообще когда-нибудь...».
Однажды же местные сибирские дети поймали бездомную собаку, удалили с неё шерсть и приготовили на огне, предложив приготовленное репрессированным мальчикам и девочкам. Вкус этого мяса запомнился Тамаре на всю жизнь - ведь не ела она и по трое суток...
За водой нужно было ходить к колонке — притом одной во всём барачном «городке» - стоять подолгу в очереди. И вот однажды Тамара, вся закутанная, в кирзовых сапогах 41-го размера, ждала момента набрать водицы. Женщина же, стоявшая сзади неё, кинула: «Продвинься, бабушка...». Девочка обернулась и сказавшая фразу пережила удивление: «О, Господи, - это дитя...». Этот фрагмент жизни Тамара Андреевна не может выкинуть из памяти ни на минуту...
«Добрый диалог»: 10 лет за антисоветскую пропаганду
Мама Томы тем временем работала на эвакуированном из России заводе. (Репрессированные должны были трудиться либо на предприятии, либо в тайге на лесоповале.- Корр.). Анастасия Васильевна получила там возможность питаться в столовой, где один раз в день ела похлёбку, чуток каши, 600 граммов хлеба. Тамара прибегала к мамочке на встречи, и та отдавала ей свою еду, но брала девчушка её пару раз... В целом в их жизни стало как-то получше. Но тут маленькая радость оборвалась: подосланный от НКВД мальчик выведал у Анастасии Васильевны об её прошлой жизни и доложил туда. Он задавал вопросы о положении семьи Матвеевых, а женщина подумала, что подросток с ней просто общается и ответила, что они хорошо ранее жили, ни в чём не нуждались. За этот «добрый диалог» в первой половине 42-го безвинная белоруска получила 10 лет по 58-ой статье , 13-му пункту за антисоветскую пропаганду.
…Тамарочка шла 7 километров в пункт НКВД, чтобы попытаться увидеться с арестованной мамочкой, но, когда приходила, слышала там угрожающие фразы: «Уходи отсюда, девочка, а то и тебя посадим...». 21 мая 1943 года Анастасия Матвеева скончалась от дистрофии третьей степени.
Подарок от местной сибирячки – козье молоко
Бедняжка Томочка осталась совсем одна. В бараке её все жалели. «Бог посылал мне помощников,» - добавляет интервьюер. Семья одной местной девочки, с которой подружилась Тамара, стала помогать ей — давать регулярно козье молоко. Витаминный напиток подкрепил ослабленный организм, перенёсший скарлатину. Дети, заселявшие барак, часто болели этой хворью, а также дифтерией - умирали. Девчушку Бог уберёг.
Потом милосердная женщина, дававшая молоко, предложила маленькой белоруске убирать кабинет директора местного учебного комбината, в котором сама работала уборщицей. И это предложение стало спасением. Впоследствии руководитель, видя аккуратность девчушки, подал ей идею днём работать рассыльной в отделе кадров одной организации, а вечером учиться на машинистку. Итак, в 1944-ом – она начала учёбу. И экзамен в конце 6-месячных курсов машинописи сдала отлично. 10 марта 45-го была переведена на должность машинистки в управление треста.
Фуфайка – для юной леди
…В 45-ом Америка помогла Сибири с «гуманитаркой». И 14-летняя девочка смогла по специальному талону пошить красивую фуфайку, платье, получила туфли. А до этого Тамара носила что могла…. И, к примеру, подошва единственных «шлёпок» до такой степени была разодрана, что её голые ступни соприкасались с землёй - из них текла кровь.
В 46-ом судьба широко улыбнулась Томе Матвеевой! Она написала в Брест письмо двоюродной тёте Нине Бобковой и попросила о приглашении к ней в гости. Наконец-то, в качестве реэвакуированной, в «500-весёлом» вагоне вместе со всеми испившими невыносимо-горькую сибирскую долю, освободившаяся белоруска поехала в город над Бугом. Во время переправы «500-весёлый» прикрепляли к различным «товарнякам» - путь длился месяц.
Со временем Тамара получила прописку в Бресте и нашла работу, где отлично зарекомендовала себя и затем оказалась в облпотребсоюзе. А в 49-ом наша героиня вышла замуж за солдата-срочника, родила вскоре доченьку Наташу. Выйдя из декрета, она нашла себя в качестве секретаря в управлении военторга.
Пролетели 12 лет, и Тамара Андреевна узнала, что беременна второй дочкой - Галичкой. И тут молодая женщина занялась парикмахерским искусством в артели, в которой работали евреи, ставшие, по её словам, хорошими учителями. Удивительно, что до сих пор к нашему 80-летнему мастеру приходят стричься клиенты, ценящие её профессионализм, приветливость, обаяние, ласковость, доброту милой леди.
Королева без короны и трона, но…
Беседую с этой интереснейшей, полной желания жить, представительницей прекрасного пола автор думала, что перед ней сидит королева - не хватало лишь короны и трона - настолько много в Тамаре Андреевне величественной женской уверенности, необъяснимой красоты, умения наслаждаться жизнью, радости: «детского» заразительного смеха — в целом плода Святого Духа. Она искренне и глубоко молится: «Господь, спасибо Тебе за то, что я живу, за всё, что ты даёшь мне сполна, за то, что я - в теплоте...». (Находясь рядом, и, слушая эти слова, пробивается рвение к жизни, искра любви к людям - Корр.).
«Королева бала» показала журналисту список с многочисленными именами людей, за которых ежедневно молится. В настоящий момент Тамара Ширко состоит в молитвенной группе Брестской евангелистско-баптистской церкви «Спасение». 10 лет назад она приняла в реке Лесная крещение - пастырь Виктор Ткачук. «Когда я вошла в воду, я как будто не чувствовала своего тела, - вспоминает рассказчица, - и когда очутилась в воде, - ощутила благодать..». На вопрос автора о том, не поменяла ли она веру, как говорят в народе, православную на чужеродную, протестанскую, она отвечает: «Я не поменяла веру, я приняла Бога живого! Моя церковь «Спасение» — это то, в чём я нуждаюсь, только здесь себя нашла».
До прихода в «Спасение» брестчанка посещала другую баптистскую общину, но там её сердце духовно молчало.
Часто люди переходят из одной церковной среды в иную — они ищут это бесценное духовное зёрнышко. Каждый человек движется к центру спасения только своим, неповторимым путём. При личностном стремлении добраться туда всегда всё получается — Бог посылает победу. Посмотрите, какой тернистой была дорога нашей визави... Но она нашла истину, которую не продаст, и сумеет доказать, сможет защитить. Читатели, ставьте в своей жизни на первое место Бога, стучитесь в Его двери.
Бывает, что человек нашедший святое «сияние» жизни, часто не может объяснить своё состояние словами, потому что…… Поменяйте свои приоритеты и посвятите себя Нашему Отцу и свои мысли выразите, к примеру, на этом сайте.
«Я бы стала журналистом…»
«Вы знаете, я благодарна Богу за всё-всё, что испытала, - делится Тамара Андреевна, - и мне нравится рассказывать представителям СМИ о себе. Обо мне написал, к примеру, в своих произведениях брестский автор Василий Сарычев и многие другие. А если бы у меня имелась возможность ранее учиться на журналиста, то я бы точно им стала».
А вот писательские способности апостола Луки наверняка заметили все читавшие его Евангелие. В 18-ой главе он написал об Иисусе Христе, который в притче призывает своих последователей к постоянной молитве и просит не унывать: «Один судья Бога не боялся и не стыдился окружающих. К нему постоянно обращалась вдова, просившая защитить от некоторого противника. Представитель юстиции отказывал ей, но наконец-то решил: «Я не испытываю страх перед Богом и мне всё равно, что говорят люди, но так как вдова надоедает мне, я разрешу её тяжбу — иначе она замучит меня просьбами...». И Иисус обратился дальше к своим воспитанникам: «Слышите, что сказал несправедливый судья? Так неужели Бог не защитит своих избранных, взывающих к Нему день и ночь? Неужели Он будет заставлять их ждать? Он без промедления защитит их. Но когда Сын Человеческий придёт, то найдёт ли Он ещё веру на земле?»
У Тамары Андреевны есть медаль «Ветеран труда» - её стаж и навыки велики, но достойна она гораздо большей награды. Прошедшая голод и холод, женщина осталась доброй, наполненной духовной чистотой и умело передающей её ближним людям, а также заботливой матерью, у которой дети - христиане. «Вспоминаю, как моя Галичка, ещё, будучи в садике, собрала мальчиков и девочек в беседке и учила их молитве. Вот какой смелый юный наставник у меня. Сейчас дочка выросла…!». Хороший пример для подражания, не правда ли, верующий народ?
P.S.: По словам Тамары Ширко, улица, на которой находился в Барнауле барак, названа сейчас вот так: Брестская.
Анна НОВАКОВСКАЯ
Комментарий автора: На фото: 15-я Тамара Матвеева (справа) со своей подругой из Барнаула Шурой
Анна Новаковская,
Брест, Беларусь
Работаю в журналистике в среднем 10 лет. Посещаю в Бресте церковь "Спасение" (евангелисты-баптисты). Крещение принимала в церкви "Утешение" в Санкт-Петербурге.
Было время, когда снимала докуметальное кино для "Спасения".
Заинтересовалась изданием "Для тебя". Мне очень нравятся статьи, опубликованные на сайте газеты. Спасибо, что вы есть. e-mail автора:jaroslava2@yandex.ru
Прочитано 5907 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Хороший материал. Но режет ухо смешение стилей. С одной стороны, рассказываете жизненную, живую историю, а с другой -- "делится респондент", "добавляет интервьюер" -- канцеляризмы чистой воды (еще выбиваются "набрать водицы", "чуток каши").
Очень напрягла фраза:
"не может выкинуть из памяти ни на иоту"